Вспоминая короткую историю небольшого этноса хакасов за последние сто с небольшим лет, надо признать, что этот маленький по численности народ, равный населению города Минусинск (около 70 000 человек) по значимости Духовного и Творческого сотворения различны: население Минусинска, конечно же, несёт свой ареал культуры, свою значимость, имеет некоторый свой оригинальный стиль духа, но всё же - хакасы того же количества - создали фундаментальные ценности, которых нет даже у... миллиардного населения земли!
И если посмотреть на ценности последних 30-40 лет с точки зрения деятелей культуры, на мой личный взгляд, среди хакасского народа самой влиятельной оказалась небольшая группа музыкантов.
Как-то так получилось, что именно через песни стали проявляться наставления... Духа Народа. Ни литераторы, ни учёные и никто иной явного лидерства на себя не взяли. Разве что В.Я. Бутанаев попытался внести ясности в дальнейшие перспективы, но его идеи не были поддержаны народом...
Музыкантов стали... СЛУШАТЬ. И через их песни как-то стали переосмысливать явления и смыслы хакасского этнического самосознания.
И вот среди музыкантов до сих пор есть ДВА больших направления: западный стиль мышления и исконно тюркский. И мне всегда было интересно наблюдать их споры, полемики, исполнения идей.
Лидером исконно тюркского духовного направления (Этика ТАДАР) стал Кӱчен Ай Чарых Сайын, а западного - Герман Танбаев. Это выразилось в выборе музыкального стиля и инструментов.
Этика ТАДАР выбрала чатхан, хомыс, ыых, хобырах, тӱӱр... а западный стиль сделал акцент на гитару и эстрадный стиль. "Западники", как правило, исповедывают дух по сути... бизнес-подхода, где нужны МАССЫ народа и популярность, ибо там ДЕНЬГИ.
А условно этика "Тадар" выбрала не деньги, а... САМ ДУХ. Конечно, "тадаровцы", грешным делом, тож попытались заняться бизнесом, но там у них не было никакого успеха...
Поэтому, пришло чёткое и ясное осознание - придётся от идеи поклонения духу Золотого Тельца отказаться, а возносить лишь САМ ДУХ ТВОРЦА от... Тенгри!
Поэтому Кӱчен ай Чарых Сайын сказывает ДУХ Богатырского Сказа!!!
Там денег нет!!! Сплошное Творчество ради Идеи ТВОРЦА ТЕНГРИ.
Я лично сам отказался от... гитары, и перешёл в стан "тадаровцев", хотя в молодости начал было брать уроки классической ГИТАРЫ! Но когда увидел живой хомыс, я понял, что вот оно - МОЁ!..
Но я видел, что дух Богатырей есть кому СКАЗЫВАТЬ, но это, всё-таки ценности ПРОШЛОГО и достоинства наших гениальных предков!
А мы сами-то ЧТО можем?
И я для себя стал разрабатывать идею СВОЕГО СОБСТВЕННОГО СКАЗА: чтобы не было заимствования ни в сюжете, ни в героях, ни в стиле языка...
И - таки! - сумел это сделать. И никто мне не сможет поставить в укор, что если даже я использовал всю мощь ЗАПАДНОЙ культуры - то есть сам романный стихотворный жанр ямбического толка - но всё равно в ХАКАССКИЙ Язык вплетены идеи Богатырского СКАЗА!
По сути я для себя объединял мощные идеи как Востока так и Запада!.. - МУЗЫКУ и СЛОВО!!!
И вижу свою миссию в том, чтобы высказать ценности того, что - казалось бы - хакасский народ хоть и мал по количеству, но наши ценности далеко превосходят ЛЮБОЙ ГОРОД МИРА с населением в 70 000 человек!..
Вот как-то так о нашей хакасской культуре начала 21 века... 😜😇
(это лишь моё частное мнение участника событий культуры)
(В скане - художник Р.Субраков.)